«Смута» — смутная игра о Смутном времени. Рецензия

Жанр Экшен, ролевая игра
Издатель Cyberia Nova
Издатель в России Cyberia Nova
Разработчик Cyberia Nova
Минимальные требования Процессор Intel Core i3-7530K 4,2 ГГц / AMD Ryzen 3 1300X 3,4 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 980 / AMD Radeon RX 5600 XT, 50 Гбайт на накопителе, интернет-соединение, операционная система Windows 10 / 11, учётная запись на сервисе VK Play
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-12700K 3,6 ГГц / AMD Ryzen 7 7800X3D 4,2 ГГц, 32 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 3080 / AMD Radeon RX 6800
Дата выхода 4 апреля 2024 года
Локализация Озвучка и текст
Возрастной ценз От 12 лет
Платформы PC
Официальный сайт

Не будем лукавить, скепсис в отношении проекта был более чем оправдан. Несмотря на громкие заявления от разработчиков о том, что нас ждёт «Ведьмак 3» и Ghost of Tsushima в антураже средневековой Руси, показанные кадры сильно проигрывали ориентирам в качестве. Да ещё и цикл разработки у отечественного проекта оказался куда короче именитых «аналогов», что уже казалось настораживающим звоночком. Добавьте к этому своеобразный маркетинг, большой упор на достоверность эпохе и соответствие декораций историчности, а не на, собственно, игру и минимальное количество предрелизных материалов по проекту в принципе. А ближе к выходу ещё и ужасающее техническое состояние демоверсии повергло всех в шок. Да настолько сильный, что фактическое отсутствие игрового контента отошло на второй план. В такой ситуации обычно ждёшь самого худшего…

«Смута» — смутная игра о Смутном времени. Рецензия

⇡#Смутная история

1612-й год: на Руси сгустилась Смута, страну разрывают распри, бандиты бесчинствуют, а простой люд пытается хоть как-то выжить в это непростое время. Этой стране нужен герой! И этим героем оказывается боярин Юрий Милославский, которому предстоит вернуть спокойствие и мир родными землям.

Затравка хоть и тривиальная, но вполне рабочая. Да и антураж незаезженный! А какой простор открывает эпоха Смутного времени для драматургических изысков. Тут можно и раскрыть серьёзные личностные конфликты, и развить героев, показав разные жизненные философии, взгляды и выходящие из них противоречия, да и просто разогнать сюжетный накал до предела… Или можно сделать максимально карикатурную постановку, скорее напоминающую неловкую буффонаду на основе исторических событий вместо серьёзного эпоса. Угадайте, по какому пути идёт «Смута»…

«Смута» — смутная игра о Смутном времени. Рецензия

Пожалуй, наиболее ярко этот путь отражают персонажи. За редкими исключениями, они получились фальшивыми, вычурными и комичными — как из-за довольно неловкой стилизации речи под старину (которая к тому же то есть, то нет), так и из-за топорно написанных диалогов. Герои словоохотливы, но большинство их реплик не несут ни эмоциональной ценности, ни исторической, зато переполнены неуместными подробностями и совершенно нелепой гиперболизацией. А ещё в них сквозит сильнейшая несогласованность. Скажем, некоторые персонажи делают отсылки к событиям, в которых совсем недавно принимали участие и которые мы только что видели своими глазами, но рассказывают они про них совершенно не то, что было на самом деле. И это не хитрость персонажа или заложенная в сюжете умышленная ложь, а обычное отсутствие редактуры. Да что уж там, некоторые персонажи вообще на лету меняют собственные характеры. Впрочем, главная проблема здесь другая: диалоги «Смуты» просто ужасающе утомительные!

Как и местные задания, в ходе которых Юрию Милославскому предстоит выполнять «классические» однотипные квесты в духе «добеги туда, зачисти там всё и возвращайся». И это было бы не так печально, если бы не ужасающе реализованное передвижение по местности: срезок нет, а места, через которые, кажется, можно пройти, защищены невидимыми барьерами, что вынуждает делать огромные крюки. А ходить здесь довольно неприятно — Милославский, несмотря на атлетичное телосложение, управляется как неповоротливый грузовик. Впрочем, ходьба — меньшая из проблем боярина…

«Смута» — смутная игра о Смутном времени. Рецензия

⇡#Герой… которого мы заслужили?

На бумаге боевая система «Смуты» выглядит если не новаторской, то сделанной вполне в духе времени. Смотрите сами: набор из сильной и слабой атак, удар ногой, как в какой-нибудь Assassin’s Creed Odyssey, и использование огнестрела, которое хоть и не решит исход битвы, но может оказаться хорошим подспорьем. Но как же здесь неприятно сражаться — на самом базовом уровне. Удары то и дело проходят сквозь врагов, управление вязкое, уклонения работают через раз, да и отдачи не чувствуешь никакой. И если сначала может показаться, что не всё так плохо, то уже на пятый бой хочется взвыть от утомительного закликивания абсолютно одинаковых и неинтересных противников.

Есть в игре и стелс-сегменты. Здесь противники либо будут вас замечать за укрытиями и в кустах, либо не обращать внимания на расправу над товарищами в двух шагах от себя. А ещё скрытная расправа как-то не очень к лицу герою, который постоянно хвалится честью, достоинством и небывалой молодецкой удалью. Как и возможность переодеваться в разную одежду в духе Hitman, чтобы избежать лишних проблем. Видимо, хвалиться — не мешки ворочать.

«Смута» — смутная игра о Смутном времени. Рецензия

Как я уже упомянула, главный герой действительно очень сильно напоминает Нейтана Дрейка и других фаворитов фортуны. Правда, в отличие от большинства представителей архетипа, Милославский вызывает лишь отторжение. Его безмерная самоуверенность и бахвальство не уравновешены добрым нравом или приятным характером. Да ладно, приятным — хотя бы как следует проработанным! Боярин получился наглым, хамоватым, двуличным и вдобавок картонным типом, сопереживать которому невозможно, да и играть за него просто неприятно. Не такого героя мы заслужили, зато «Смуте» он вполне подходит.

***

Главная трагедия «Смуты» не в том, что она вышла настолько неказистой — беда в том, что из всего этого можно было бы сделать действительно неплохую игру. То, что она выглядит как альфа-версия — не преувеличение. Пара лет доработок, тестов, отладки, а также тотальная работа над нарративом и главным героем могли бы подарить нам если и не шедевр, что превзойдёт пресловутого третьего «Ведьмака», то просто крепкую игру в столь близком сердцу антураже. Но вышло как вышло…

Достоинства:

  • локации проработаны достойно — если у вас есть сверхмощный ПК, чтобы это рассмотреть.

Недостатки:

  • у вас же есть сверхмощный ПК?
  • неотзывчивая и однообразная боевая система;
  • неубедительная режиссура и неуклюжая озвучка;
  • удручающее техническое состояние;
  • скучный сюжет и утомительные квесты;
  • нелепые диалоги.

Графика

Города и веси действительно проработаны отлично — выглядят достойно, заметна скрупулёзность в деталях и желание передать дух средневековой Руси. Жаль, про лицевую анимацию такого же сказать нельзя. Да и поселения, хоть и красивые, но жизнь в них симулирована уж больно топорно.

Звук

К звуковому оформлению претензий нет: лязг стали, боевая возня, шум больших городов — всё сделано вполне неплохо. Музыку же штормит от атмосферных мелодий, погружающих в мир средневековой Руси до совершенно невзрачного и надоедливого бренчания.

А вот озвучка героев, имитирующая манеру речи людей семнадцатого века, получилось чрезмерно карикатурной — веры в то, что говорят люди той эпохи, нет совсем. Да и в принципе люди так не говорят — почти все диалоги лишены хоть какой-то органичности. К техническому качеству озвучки тоже есть претензии: скажем, какой-нибудь из персонажей начинает говорить с искажением, будто бы вещает в мегафон, или наоборот, в лесу герои общаются как в звукопоглощающей студии звукозаписи.

Одиночная игра

Скучное приключение с утомительной боевой системой, неинтересными квестами, карикатурными диалогами и красивыми декорациями.

Оценочное время прохождения

На игру уйдёт примерно тридцать пять часов. Впрочем, едва ли вам захочется поиграть в «Смуту»… вообще.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

«Смута» могла бы получится неплохой игрой, но огромные амбиции и куда более скромные возможности, увы, сложились в проект, бесконечно уступающий всем, кого он собирался превзойти.

Оценка: 3,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

«Смута»

  • Смутная история
  • Герой… которого мы заслужили?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *