Обнаружена самая яркая и быстрорастущая чёрная дыра — в день она поглощает массу Солнца

Международная группа учёных обнаружила наблюдаемую в созвездии Живописца самую яркую из известных сверхмассивную чёрную дыру, масса которой составляет 17 млрд солнечных, и каждый день она поглощает сравнимый с солнечным объём вещества.

Первоначально объект J0529-4351 считался одной из звёзд в Млечном Пути, поскольку его отличала слишком высокая для квазара яркость в видимом диапазоне. Лишь в прошлом году астрономы из Австралийского национального университета смогли идентифицировать его как квазар — активное ядро галактики на расстоянии 12 млрд световых лет от Земли и в 600 трлн раз превосходит Солнце по яркости. Диаметр аккреционного диска, вращающегося вокруг этой сверхмассивной чёрной дыры, оказался также рекордным — он составил 7 световых лет или в 15 тыс. раз больше расстояния между Солнцем и Нептуном. Ещё одной отличительной особенностью J0529-4351 является то, что его излучение не искажается и не усиливается гравитационными линзами других галактических ядер.

Учёные отметили, что поиск квазаров — непростая задача, требующая точных данных наблюдений на больших участках неба. Массивы необходимых данных настолько высоки, что для их анализа и выявления квазаров часто применяются модели искусственного интеллекта. Но эти модели обучаются на существующих данных, то есть потенциальными кандидатами на статус квазаров становятся лишь объекты, которые похожи на уже известные. И если новый квазар, как в этом случае, оказывается ярче любого из наблюдавшихся ранее, то алгоритм ИИ может его отклонить и классифицировать объект как не очень удалённую от Земли звезду.

Уникальные свойства J0529-4351 помогут учёным в обозримом будущем уточнить массу сверхмассивной чёрной дыры, а также проследить за её вращением вокруг собственной оси — в этом астрономам поможет прибор GRAVITY+, который планируют установить на «Очень большой телескоп» (VLT, Чили). Исследователи смогут оценить соотношение массы сверхмассивных чёрных дыр и яркость производимого ими свечения.